Массаж при дцп у детей методика

Цель массажа:понижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом.

— Нормализация произвольных движений,

— Нормализация мышечного тонуса

— Улучшение крово- и лимфотока,

— Предупреждение возникновения контрактур

— Стимуляция ослабленной функции мышц,

Методика массажа

Расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Скольжение руки массажиста должно быть мягкими и медленным. Приемы растирания и разминания могут также способствовать расслаблению, если выполнятьих нежно и мягко в более медленном темпе, чем обычно.

Из специальных приемов эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей особенно при выполнении пассивных движений.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж.

1. Массаж начинают со спины-движения рук идут от поясничной области к шее(особенно тщательно с пременением сегментарного и точечного массажа массируют паравертебральные области)

-подготовительный массаж (поглаживание,растирания инеглубокое разминание мышц)

Массаж ягодичных мышц и нижних конечностей

Нижние конечности массируются с проксимальных отделов

3.Массаж верхних конечностей, груди и живота

В массаже грудной клетки включаются приемы для активизации дыхания

Приемы рубления, поколачивания, выжимания при ДЦП не применяются.

При массаже следует применять упражнения на растяжение мышц.

Занятия в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками

Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией.

1. Нормализация тонуса:

— Пассивные движения непосредственно в воде и мас­саж под водой.

— 0бучение ребенка удержанию туловища на воде;

— Можно использовать хромотерапию, жемчужные ванны и ванны с отварами трав.

— Применять массаж можно сразу же после ванны (15-20 минут) и использовать корригирующие укладки на шинах (от 10 мин до 1 ч).

— В этот же день после отдыха (2-4 ч) проводят лечебную гимнастику.

— Применяют про­цедуры мануального сегментарно-рефлекторного и местного массажа конечностей.

— Больным детям старше 7 лет может быть проведен курс подводного вихревого массажа и подводного душа-массажа.

2.Подготовка к созданию мышечного корсета:

— Симметричные пассивно-активные упражнения;

— Симметричные активные упражнения.

— Использование элементов массажа в воде.

— Упражнения на расслабление

— Упражнения на дыхание

— Упражнения на скольжение выполняются на груди и на спине

— Упражнения на легкие погружения на глубину

— Занятие заканчивается восстановлением дыхания и игровыми приема.

3. Тренировочный этап:

— Погружения на глубину

— обучение правильным движениям рук и ног;

— обучение дыханию в воде с погружением головы в воду;

— обучение отдельным элементам разных способов плавания;

— упражнения на мышечную выносливость.

Задачи тренировочного этапа:

— Обучение навыку дыхания

— Обучение хорошо обтекаемому горизонтальному положению тела

— Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине

— Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине в ластах

— Обучение нырянию в глубину, в длину

— Тренировка в переносе двигательных навыков, полученных в воде, «на сушу».

ЛФК при ДЦП

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Необходима строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.

Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений, регулярность, систематичность, непрерывность.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП :

— Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

— Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

— Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

— Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

— Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

— Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

— Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Занятия, развивающие навыки движения:

· ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;

· ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;

· взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;

· ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;

· придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;

· подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

· ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;

· ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;

· ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;

Занятия для мускулатуры живота:

· ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;

· научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;

· ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;

· ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

· проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;

· крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;

· взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия на мяче (фитболе ) может использоваться как самостоятельная методика, так и вместе с лечебным массажем

— Нормализует мышечный тонус

— Уменьшает влияние тонических рефлексов

— Стимулирует развитие лабиринтного установочного и шейных цепных установочных рефлексов

Начинать следует с простых упражнений, таких как покачивание на животе вперед-назад. Размах и количество повторений увеличивается постепенно.

Занятия можно проводить по 5-10 минут и не ранее чем через час после кормление.

Часто занятия на мяче проводятся как завершающий этап массажа.

Эффективность восстановительного лечения детей с ДЦП значительно возрастает при включении в лечебный комплекс нескольких физических факторов, усиливающих и дополняющих друг друга. При выборе средств воздействия необходимо учитывать форму патологического процесса, возраст ребенка, общую реактивность организма. Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией. Массаж можно проводить непосредственно в воде или после водных процедур.

2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физ-культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Совет-ский спорт, 1991.– 56 с.

3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов фи-зической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

4. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 1996. – 384 с.

5. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – 187 с.

6.Шамарин Т.Г.,Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста, 1999г -168с.

7. Последствия перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста и возможности их коррекции –методическое пособие И.В.Солодкова,Е.В.Соколова,М.В.Меркулова 2014г

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Nav view search

Навигация

Искать

Массаж при ДЦП

Массаж при детском церебральном параличе

Реабилитация ДЦП проводится многими специалистами: неврологом, педиатром и логопедом, дефектологом, физиотерапевтом и массажистом в условиях лабораторий, стационара, санаториев и курортов.

Основой успешного восстановления детей является раннее лечение и вовлечение в процесс оздоровления ребенка родителей, которые могут научиться выполнять массаж и физические упражнения детям с ДЦП.

Терапевтическая ценность массажа

Массаж положительно влияет на кровоток и лимфоотток, активизирует обменные процессы в тканях, доставляет к органам кислород, рефлекторно влияет на нервную систему и внутренние органы, увеличивает мышечную массу и адапционные возможности организма детей, укрепляет мышечный корсет. Применяют во время массажа все классические приемы и начинают его с возраста ребенка — 1,5 месяцев. Массаж в этом возрасте ребенка после 1 года существенно отличается от массажа грудничков — он выполняется более интенсивно и продолжительнее.

Массаж при ДЦП расслабляет спастичные мышцы (при выполнении поглаживаний и катания, потряхивания, вибрации и пунктуации), стимулирует ослабленные мышцы (поглаживанием и растиранием, пощипыванием, поколачиванием, штрихованием и пунктуацией). Массажными приемами задействуют определенные мышечные группы, часто сочетая с движениями на дыхание.

Правила поведения массажа

Во время процедуры необходимо следить за реакцией малыша. Если ребенок раздражается и плачет – массаж прекращают. Массажист должен применять мягкие и нежные массажные движения.

При массажной процедуре необходимо:

  • Проводить предварительно медикаментозную терапию и лечение теплом.
  • Разные виды массажа выполняют подходящими приемами, учитывая особенность заболевания и общее состояние здоровья малыша.
  • При повышенной чувствительности кожи вначале проводят сегментарный массаж для расслабления мышц.
  • Выполняют массаж при максимальном расслаблении мышц, для чего подбирают ребенку соответствующее положение.
  • После массажа рекомендуется выполнять некоторые упражнения для закрепления положительного результата.

Наилучшее время для проведения общего и сегментарного массажа – до проведения занятий. В процессе индивидуальных занятий выполняют линейный и точечный массажи, сочетая с упражнениями.

Противопоказания к массажу при дцп

Нужно помнить о том, что не выполняют массаж при наличии:

  • Высокой температуры и любых лихорадочных состояний.
  • Любых высыпаний на коже.
  • Повышенной чувствительности кожи.
  • Обострения любого заболевания.

Как лечить классическим массажем детский ДЦП

Основной задачей массажиста при диагнозе «ДЦП детский» становится расслабление напряженных мышц и создание тонуса для расслабленных мышц, существенно уменьшая порочные позы малышей.

Выполняют расслабляющий массаж следующими приемами:

  • Непрерывным поверхностным поглаживанием с помощью легких, плавных и медленных движений, не смещающих кожу относительно тканей, что лежат под ней.
  • Валянием задействуют большие мышечные группы, максимально их расслабляя методом переваливания мышцы из руки в руку.
  • Катанием разрабатывают мышцы на конечностях (тазобедренном и плечевом суставах). Конечность необходимо положить на опору, немного прижать к ней и слегка «прокатать» туда-обратно, как на тесте скалку.

Стимуляцию ослабленных мышц выполняют приемами:

  • Поглаживанием: глубоким непрерывистым и прерывистым.
  • Растиранием: гребнеобразным (сжатой в кулак кистью, задействуя тыльную поверхность вторых фаланг пальцев и опираясь на большой палец), углубленным, то есть с усилением (давлением другой кистью на первую) Выполняют на крупных мышцах спины, бедер и ягодиц.
  • Поколачиванием (очень легко!) и пощипыванием, легкой вибрацией, пилением и сверлением воздействуют на мышцы ног, рук, плечей и таза. Круговыми и винтообразными движениями массажист проходит вдоль позвоночника с обеих сторон, перемещая кожу в сторону позвоночника. Применяет пальцы — II и IV или I. Руки передвигает снизу вверх по каждому сегменту к шее.
  • Разминанием всех крупных мышц спины, косых мышц живота, мышц рук и ног, включая бедра, ягодицы, голеностоп.
Это интересно:  Фелпс масса ботокс отзывы

При выполнении массажных движений ладонью, массажист толчками и катанием передвигает кожу и ткань мышцы. Завершая сегментарный массаж, он приступает к выполнению массажа отдельных частей тела: области лопаток, таза и конечностей.

Массаж спины

Массаж спины начинают с нежного поглаживания вдоль позвоночника на расстоянии 2 см от него. Ребенок лежит на животике ножками к массажисту. Движения обеих рук направляют от ягодиц к голове и обратно.

Затем продолжают сегментарный массаж от ягодиц к голове массажными движениями: сверлением, пунктуацией между остистыми отростками и пилением. Затем массируется окололопаточная область: наружный край лопатки, ее нижний угол, внутренний край и надплечье.

Переходят к растиранию верхнего края трапециевидной мышцы по направлению к затылку, переходя на лопатку: надостные и подостные зоны. Заканчивают легкими вибрационными движениями всей спины и поглаживанием.

Разминанием и валянием подвергают мышцы спины, расположенные вдоль позвоночника, направляя движения от ягодиц (по ягодицам) к голове.

Показание для массажа спины: дефекты осанки, начальная степень сколиоза, подвижность плечевого сустава и плечевого пояса ограничена.

Для достижения и закрепления положительных результатов рекомендуется сегментарный массаж чередовать с точечным массажем и иными видами рефлексотерапии, физическими упражнениями.

Массаж рук

Ручки массируют поглаживающими, растирающими, разминающими приемами, легким сдавливанием и вибрацией.

Поглаживающие приемы выполняют вначале, в конце и между другими приемами. Данный прием необходим для активизации кровообращения и лимфооттока в органах и тканях, расслабления мышечной системы, для комфортного состояния ребенка. Растирают руки кольцевыми движениями от запястья к плечу.

Ребенка укладывают на спину и массируют руки, начиная от кистей и заканчивая плечевым суставом мягкими неторопливыми и плавными движениями. Можно одновременно задействовать внешнюю и внутреннюю поверхность ручек малыша обхватывающими движениями. При этом большой палец находится на внутренней поверхности рук, четыре остальных пальца – на внешней поверхности.

Массаж ног

Движения такие же, как и для рук. Ребенок лежит на спине. Правая ножка ребенка находится в левой руке массажиста. Начинают правой рукой с поглаживающих приемов от стопы в сторону паха, захватывая бедро, наружную и заднюю части бедра и голени тыльной стороной кисти или ладонью. Массаж коленной чашечки выполнять не рекомендуется, а только вокруг нее.

Ногу ребенка обхватывают рукой и кольцевым растиранием со всех сторон подушечками пальцев направляют движение от стоп по направлению к тазу.

Растиранием подошвы и стопы от пятки к пальцам и от изгиба голеностопа по плюснам к пальцам эффективно воздействуют на весь организм.

Разминают сначала одну, затем другую ногу, укладывая ребенка на живот. Одной рукой поддерживается стопа, захватывают мышцы голени и разминают их другой рукой, переходя на поверхность бедра сзади.

Затем ребенка переворачивают на спину и разминают переднюю поверхность бедра.

Массаж живота

Легкое поглаживание выполняют кругами по часовой стрелке ладонью, не надавливая на живот. Затем массируется средняя линия живота по косым мышцам. Грудь массируют обеими ладонями кругообразными движениями: по часовой стрелке – правой ладонью, против часовой стрелки – левой.

Как выполняют растирание

Этим прием необходим для расслабления, активизации кровоснабжения и лимфооттока, питания мышц, связок и сухожилий. Массажист выполняет прямолинейные и спиралевидные растирающие движения с помощью подушечек пальцев, смещая и сдвигая кожу по отношению к нижележащим тканям.

Грудь, спину, живот и бедра растирают прямолинейными и спиралевидными движениями с помощью подушечки большого пальца или 2-4 пальцев.

Как выполняют разминание

Разминание необходимо для активизации лимфо- и кровотока, улучшения состояния суставов, связок, сухожилий, мышц, включая глубокие, и соединительной ткани. Приемы должны быть аккуратными и нежными. Чаще используется валяние. Для его выполнения располагают большой палец с одной стороны мышцы, с другой – два пальца (указательный и средний). Мышца немного сдавливается и плавно сдвигается туда-обратно.

Как выполняют вибрацию

Мягкие, быстрые и ритмичные вибрационные приемы необходимы для активизации обменных процессов в организме, насыщения тканей кислородом, обезболивания. Для их выполнения захватывается или надавливается мышца и производятся колебательные движения в стороны, продвигая руки вдоль мышцы.

Как выполняют поколачивание

Для данного приема задействуют обе рук, слегка сгибают пальцы и подушечками поколачивают в направлении мышцы (вдоль и поперек). При этом необходимо рассчитывать силу хлопков, чтобы избежать травмирования хрящей, сухожилий, суставчиков и кожи.

Массаж при ДЦП необходим для расслабления спастических мышц, стимулирования ослабленных мышц. Его совмещают с лечебной физкультурой, водными процедурами и иными видами физиотерапии.

Особенности массажа при ДЦП.

Задачи массажа: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока, предупреждение возникновения контрактур, стимуляция ослабленной функции мышц, усиление метаболизма тканей.

При ДЦП не проводят классический массаж с его принципом физиологического расслабления мышц, придания суставам среднего физиологического положения. Рекомендована методика массажа произвольно напряженных мышц.

Детям с церебральным параличом показан, как, правило, общий массаж с подогретым ароматическим маслом (пихтовое, оливковое, эвкалиптовое и др.), с преобладанием приемов разминания, поглаживания и потряхивания. Особенно тщательно массируются мышцы спины (паравертебральные области). Нижние конечности массируются с проксимальных отделов.

Массаж начинают со спины. Движения рук идут от поясничной области к шее (особенно тщательно, с применением сегментарного и точечного массажа, массируют паравертебральные области). Вначале проводят подготовительный массаж (поглаживание, растирание и неглубокое разминание мышц спины), затем сегментарно-рефлекторный, в заключение — вновь поглаживание. После массажа спины переходят к массажу ягодичных мышц и нижних конечностей (ноги массируют с проксимальных отделов), затем массируют руки, грудь и живот. После массажа для снятия гипертонуса тех или иных мышц осуществляют воздействие на моторные точки спазмированных мышц. После каждого воздействия на точку (зону) ее необходимо погладить, растереть. В массаж грудной клетки включают приемы активизации дыхания.

Приемы рубления, поколачивания, выжимания при ДЦП не применять!

Детям с атонически-астенической формой ДЦП показан гидромассаж с температурой воды 37—38°С (давление 1,2—1,8 атм) по 5—8 мин. Курс 10—12 процедур через день.

Если имеет место вялый паралич, снижен мышечный тонус, то показан вибрационный массаж игольчатыми вибратодами и массаж стоп. Курс 10—15 процедур по 5—10 мин.

При спастичности (гипертонусе) мышц наблюдается резкое снижение быстроты движений, их координации и т.п. В этой связи перед выполнением упражнений показан массаж (или криомассаж), вибромассаж стоп. Согнуть или разогнуть конечность, удерживать в таком положении 5—8 с и проводить поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до их расслабления.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсации нарушенных функций обусловливают важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП. Замедление и искажение речи приводит к задержке умственного развития, поэтому ранние занятия направлены на восстановление нарушенных функций, в самом раннем детстве. С этой целью проводят артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Логопедический массаж включает массаж лицевых и артикуляционных мышц и направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию двигательных ощущений. Обычно к концу первого месяца жизни ребенка тонус его артикуляционных мышц нарастает.

Методика массажа включает:

Разглаживание: лоб от середины к вискам, от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа; по верхней губе, по нижней губе и т.д.

Расслабление языка: массируется точка в подчелюстной ямке, вибрация по углам челюсти. Расслабление оральной мускулатуры воздействием на мышцы лба, щек, шеи, губ и языка.

Поглаживание носогубных складок.

Расслабление мышц шеи. Для этого проводится массаж шеи и пассивные повороты головы.

Точечный массаж при гиперкинезах языка: массаж в области губ, нижней челюсти, точки в подколенной области.

Артикуляционная гимнастика. Пассивные упражнения: растягивание губ, собирание их в «трубочку», опускание нижней губы и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Использование массажа при детском церебральном параличе

Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.

Основные правила при проведении массажа

1. Все приёмы разных видов массажа надо использовать избирательно, с учётом особенностей заболевания и общего состояния здоровья ребёнка.

2. Медикаменты и тепловые процедуры использовать до сеанса.

3. Если у ребёнка повышенная чувствительность кожи, то для расслабления мышц рекомендуется провести сегментарный массаж.

4. Положение пациента должно быть таким при котором максимально расслаблены мышцы.

5. Сеанс любого вида массажа желательно закончить выполнением нескольких упражнений, помогающих закрепить положительный результат.

6. Общий и сегментарный массаж лучше проводить до занятий, а точечный и линейный в сочетании со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий.

Классический массаж при детском церебральном параличе

Основная задача массажиста при работе с такими пациентами — расслабить напряжённые мышцы и тонизировать расслабленные, тем самым можно существенно уменьшить порочные позы ребёнка.

Приёмы общего массажа для расслабления мышц.

1. Поверхностное непрерывное поглаживание. Движения массажиста должны быть лёгкими, плавными и медленными — поглаживая кожу не смещать её относительно нижележащих тканей.

2. Валяние, удобно применять на больших мышечных группах, которые во время процедуры должны быть максимально расслаблены, с хорошей опорой для всего тела. Массажист берёт мышцу и переваливает её из руки в руку.

3. Катание, удобно применять на мышцах конечностей (тазобедренный и плечевой суставы). При этом лежащую на опоре конечность прижимают и слегка катают» от себя и к себе, как скалку на тесте.

Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.

1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание.

2. Растирание выполняемое одним или несколькими пальцами; гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные движения выполняются тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев с опорой на большой палец; углубленное растирание с давлением другой кистью на производящую массаж. Эти приёмы лучше использовать на крупных мышцах — спина, бедро, ягодицы.

3. Поколачивание, пощипывание.

Сегментарный массаж при ДЦП

Данный вид массажа используется для воздействия на мышцы плечевого или тазового пояса, рук и ног. Используются стандартные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, и специальные — сверление и пиление.

Для расслабления напряжённых мышц удобно использовать лёгкую вибрацию и сверление. При этом массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику. Специалист действует II и IV или I пальцами. Передвижение рук происходит снизу вверх от сегмента к сегменту до шейного отдела.

Выполняя приём ладонью производятся качательные и толчкообразные движения с перемещением не только кожи, но и мышечной ткани. После сегментарного массажа хорошо выполнить массаж отдельных частей тела (лопаточное область, область таза, конечности).

Массаж мышц спины начинается с сегментарного массажа снизу вверх с применением сверления, пунктуации между остистыми отростками и пиления. Затем переходят к окололопаточной области, сначала по наружному краю лопатки, затем в области нижнего её угла и вдоль внутреннего края до надплечья. После этого производится растирание по верхнему краю трапециевидной мышцы до затылка, затем переходят на надостные и подостные области лопатки. Сеанс заканчивается прямой лёгкой вибрацией спины.

Такой массаж обычно используется при дефектах осанки, начальной степени сколиоза, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевого сустава.

После сегментарного массажа в большинстве случаев используется точечный массаж и другие виды рефлексотерапии, а также физические упражнения для закрепления положительного результата.

Точечный массаж при ДЦП

Массаж при детском церебральном параличе надо начинать в самом раннем возрасте, так как со временем нарушения в работе мышц только усиливаются, всё больше появляется порочных и не естественных поз. Патология в работе мышц у разных детей наблюдается в самых разных вариациях и для эффективного положительного влияния на организм нужен строго индивидуальный подход при воздействии на скелетную мускулатуру. Точечный массаж как раз позволяет очень избирательно и аккуратно влиять на состояние мышечной системы ребёнка.

Это интересно:  Тайский массаж старый оскол

Большинство используемых точек расположены в области сухожилий, то есть в местах наиболее снабжённых рецепторными связями и в местах разветвления нервов.

На изображении: расположение точек для массажа относительно скелетных мышц. А — расположение точек на передней и наружной поверхности ноги; Б — туловище спереди и сзади; В — задняя и внутренняя поверхности ноги; Г — руки.

Обычно в местах расположения точек, при ощупывании пальцем, чувствуется углубление, а при продолжительном воздействии (например во время массажа) возникают ощущения: ломоты, онемения, покалывания, терпимой боли, жжения. Появление такой реакции может служить подтверждением что точка найдена правильно.

В классической китайской литературе не указаны правила применении точечного массажа при детском церебральном параличе, поэтому задача массажиста во время сеанса, не столько влиять и думать о движении энергии по меридианам сколько стараться нормализовать тонус скелетной мускулатуры. Для этого с помощью массажа надо снизить тонус у напряжённых мышц и увеличить силу у расслабленных.

Массажист работающий с детьми должен знать особенности двигательных нарушений при детском церебральном параличе. Старших детей важно научить фиксировать в сознании ощущения правильно работающих мышц — расслабления или наоборот проявления их функций. Это необходимо для того, чтобы постепенно добиться самостоятельного воспроизведения этого ощущения больным, а следовательно, добиться желаемого результата — произвольного самостоятельного расслабления или напряжения мышц.

У многих детей с ДЦП наблюдаются неестественные позы и расположение конечностей. При наличии нестойких порочных положений конечностей рекомендуется фиксировать стопы кисти и пальцы в среднем положении при помощи туторов и лонгет. Для укладки больного необходимо иметь набор мешочков, валиков и подушек разной величины и плотности.

Точечный массаж станет более эффективен если перед ним выполнить короткий сеанс сегментарного или общего массажа, тепловую процедуру (ванна с водой температуры 38°С). Одновременно в ванной можно провести и сеанс массажа.

Существует 2 самых распространённых метода воздействия на точки, они отличаются между собой интенсивностью, характером и длительностью раздражения.

Особенности использование точечного массажа у больных раннего возрасте (до 1 года)

Массаж относится к восстановительной терапии которая наиболее эффективна в самом раннем возрасте, к тому же у больных уже с рождения закладываются неправильный стереотип движений. Лечение в этом возрасте должно чётко учитывать этапы развития двигательной активности (рефлексов) здорового младенца.

Основа информации взята из работы К. А. Семёновой «Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе» (М., 1976).

У этой методики есть 2 основных правила:

1. сеанс массажа выглядит как многократная, по возможности одновременная и двусторонняя стимуляция мышц в ряде точек. Благодаря такому подходу возникает синергичное сокращение мышц и движение, даже без сознательного участия ребёнка, что способствует закреплению правильных движений и поз.

2. точечный массаж обязательно сочетать с приёмами общего классического массажа, который создаёт благоприятный фон для дальнейшего воздействия, а также применять соответствующие физические упражнения или необходимые положения тела ребёнка.

Точечный массаж при отсутствии установочного лабиринтного рефлекса (ребёнок не поднимает голову лёжа на спине и животе)

На изображении: 1 — массаж для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса, 2 — тот же массажный приём только с использованием мяча.

В этом случае рекомендуется выполнять массаж по линиям слева и справа от позвоночника (небольшой бугорок мышц тянущихся вдоль всего позвоночника) на уровне II — VII шейных и I — IV грудных позвонков, помогая ребёнку поднимать голову. Для облегчения этого движения под грудь подкладывают валик.

Если эффекта от описанного приёма нет, то ребёнка укладывают грудью и животом на большой мяч, выполняют несколько качательных движений, а затем выполняют описанный точечный массаж. При наличии стойкого кифоза в поясничном отделе позвоночника, необходимо выполнить точечный массаж по тем же линиям, но уже на уровне от XII грудного до V поясничного позвонка, а потом на уровне от VIII грудного до IV поясничного позвонка.

Успешное освоение этого рефлекса зависит от развитых мышц живота, для этого стимулирующим методом массируем точки 51, 52, 53 и приёмом штрихованием (классический европейский массаж) воздействуем по ходу косых мышц живота. Нормально развитые мышцы живота необходимы для освоения вертикального положения тела и полноценного дыхания.

Точечный массаж при отсутствии своевременного появления рефлекса Ландау

Если такой рефлекс не формируется вовремя, то точечный массаж надо использовать как средство стимуляции (увеличения силы) мышц которые отвечают за это действие. Данный навык надо формировать только после успешного освоения лабиринтного установочного рефлекса. Тренировка по формированию данной способности состоит из 2 частей, в соответствии с фазами рефлекса Ландау.

Вторая фаза — удерживание выпрямленных ног. Перед выполнением движения надо стимулировать разгибание в тазобедренном суставе и улучшить функцию больших ягодичных мышц. Для этого производится глубокий массаж этих мышц и одновременно расслабление приводящих мышц в точке 47. Тренировка разгибания производится при помощи штрихования ягодичных мышц и стимуляции в точках 45, 70, 48, 43.

Для закрепления и контроля 1 фазы рефлекса Ландау ребёнка укладывают на край опоры (стол), чтобы голова и верхняя часть туловища была вне опоры, ноги при этом надо фиксировать. Для закрепления 2 фазы наоборот ноги располагают вне опоры, а фиксируют туловище.

Особенности применения точечного массажа у детей старше 4 лет

Проводя сеанс массажа ребёнку старше 4 лет специалист должен учитывать 3 особенности:

1. в этом возрасте дети уже хорошо чувствуют и понимают состояние мышц и суставов;

2. надо учить пациента самостоятельному воспроизведению возникающих во время массажа ощущений расслабленности или наоборот сокращения мышц.

3. в этом возрасте прочнее формируются порочные позы и движения, поэтому требуется более точная диагностика и строго индивидуальный подход при планировании сеанса массажа.

В этом возрасте сеанс массажа можно условно разделить на 4 способа воздействия:

1. местное — на отдельные мышцы (при диагностики двигательных нарушений и при избирательных приёмах воздействия на мышцы);

2. зональное — применяется когда надо воздействовать на определённую зону, например область сустава (колено, локоть и так далее);

3. системное — необходимо для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических проявлений;

4. сегментарное — применяется самостоятельно или в сочетании с приёмами классического сегментарного массажа для воздействия на сегменты позвоночника влияющие на мышцы определённой части тела (руки, ноги, туловище и так далее).

Планируя сеанс надо определиться с 3 основными характеристиками массажа: способ воздействия (местное, зональное, системное или сегментарное), определения набора точек и метод воздействия (тормозной или возбуждающий).

Выполняя точечный массаж ребёнку старше 4 лет специалист должен преследовать 2 главные цели:

1. диагностика состояния скелетной мускулатуры и суставов;

2. нормализация двигательной активности.

Рассмотрим на примере диагностическое использование точечного массажа.

Использование точечного массажа для диагностики больного с гемипарезом порочного положения руки

Цель — выяснить подвижность в суставах, наличие или отсутствие контрактур, а также различного рода содружественные приспособления и замещения возникшие под действием патологической синергии или других влияний. В конечном итоге надо определить ключевое звено в образовании порочного положения руки.

При помощи точечного массажа надо последовательно вызвать расслабление мышц, начиная с плечевого пояса и плечевого сустава. Применяется тормозной метод в точках 50 на большой грудной мышце, 56 — на предплечье, 57 — у подмышечной впадине на мышцах лопатки, 58 — на дельтовидной мышце. Массировать точки надо в той последовательности которая указана. Иногда после воздействия на точки 50 и 56 плечо становится в среднее положение, тогда остальные точки можно игнорировать.

Если после этого сохранилось порочное положение предплечья, кисти и пальцев, то надо использовать точечный массаж (тормозной метод) для облегчения разгибания и супинации предплечья в точках 22а — на трёхглавой мышце плеча, 16 — на сгибателях кисти и пальцев, 65 — на ладонной поверхности в области сгибателей кисти. В точках 65 и 16 применяется тормозной метод, а в точке 22а — возбуждающий.

Если после этого ещё остались сгибание кисти и пальцев и ограничена супинация предплечья, то соответственно воздействуют на точки, облегчающие супинацию предплечья и разгибание кисти и пальцев. В точка 67 (с двух сторон) проводится массаж тормозным методом. На разгибателях кисти и пальцев в точках 5, 6 и 9 воздействие производится последовательно стимулирующим методом. При этом выясняется роль сгибателей кисти и пальцев и мышц, приводящих кисть и большой палец, а также состояние разгибателей. Для стимуляции отведения большого пальца может быть предварительно применён массаж тормозным методом в точке 66 с обеих сторон.

В этом примере воздействие на мышцы плечевого пояса, плечевого и локтевого сустава дало положительный эффект с установкой конечности в среднее положение. Но при этом сохранилось порочное положение кисти и пальцев. Такая стойкость этой фиксации определяет её как ведущее звено порочного положения. Но остаётся ещё выяснить, что лежит в основе его формирования: гипертонус сгибателе кисти и пальцев или повышенный тонус квадратного пронатора и их сочетание. В результате воздействия на эту ведущую группу мышц, при отсутствии стойких контрактур, кисть и пальцы будут выведены в среднее положение так же, как вся рука.

Часто бывают более лёгкие поражение, в которых ведущее порочное звено определяется воздействием на одну мышцу или сустав.

Как видно из примера с помощью точечного массажа можно определить первопричину порочной позы конечностей, такая информация помогает для формирования плана дальнейшего лечения.

Основной принцип использование точечного массажа для лечения детского церебрального паралича заключается в том, что нет единого рецепта для всех больных, даже при сходных особенностях заболевания, с одним и тем же диагнозом. К каждому пациенту надо относиться строго персонально, внимательно наблюдая за его реакцией на массажные процедуры.

Второе правило которое надо учитывать заключается в том, что точечный массаж является одним из компонентов лечения детей и его надо использовать в сочетании с физическими упражнениями, укладками и фиксациями.

Массаж поможет в решении вот этих проблем:

1. задержка влияния ранних тонических рефлексов;

2. нормализация подвижности суставов;

3. нормализация дыхания.

Детский церебральный паралич, безусловно, тяжелый диагноз. Судьба ребенка зависит от активности и знаний родителей в этой области, от своевременности оказанной квалифицированной медицинской помощи. Огромное значение имеет взаимодействие врача и родителей. Реабилитация ребенка с ДЦП — нелегкий процесс, требующий значительных финансовых затрат и огромных эмоциональных усилий.

Тем не менее, в современный условиях, когда общаться и получать образование можно заочно или дистанционно, многие дети и подростки с таким диагнозом (особенно с легкими формами ДЦП) могут быть полноценными участниками школьных и ВУЗовских сообществ (и даже бывают интеллектуальными лидерами). Сегодня много профессий, которые связаны с интернет-сферой и не требуют присутствия в офисе, на рабочем месте — это позволяет полноценно работать и реализовать себя профессионально. Но, повторимся, такой результат возможен только при участии медицинских специалистов и своевременном применении эффективных методик восстановления.

Дополнительные статьи с полезной информацией

Массаж области вокруг глаз принесёт пользу взрослым и детям. Подрастающему поколению такой массаж позволит резко уменьшить вероятность развития близорукости и других нарушений зрения, а также поможет в лечение уже появившихся проблем со зрением. Взрослым он будет особенно актуален для тех, кто активно работает за компьютером или с бумажной документацией. Читать далее.

Оздоровительный детский массаж является очень полезным подспорьер в формировании здорового организма, к тому же технику движений может освоить практически любой взрослый и проводя регулярно процедуры доставлять удовольствие и пользу себе и ребёнку. Читать далее.

Статья написана по материалам сайтов: nevroz-psixoz.com, studopedia.ru, www.zdorow.dn.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий
Adblock detector